Сложности аграриев Кубани: засуха и низкие урожаи
Кубанские аграрии сталкиваются с серьезными проблемами из-за недостатка осадков.
КУБАНЬ АГРАРНАЯ. Профессор Кубанского аграрного университета кандидат географических наук Юрий Ткаченко оказался прав, когда в своем интервью нашей газете прогнозировал: в сентябре не следует рассчитывать на обильные осадки. Да, они будут, но преимущественно в виде кратковременных ливней, от которых больше вреда, чем пользы. Так оно и происходит практически во всех муниципалитетах. В одном месте густо, в другом — пусто. Чем это чревато для земледельцев? А давайте послушаем экспертов и в этой области.
Но для начала — небольшой обзор хода уборочных работ, проведение которых осложнилось из-за засухи — прежде всего на плантациях сахарной свеклы, занимающей у нас 220 тысяч гектаров.
Сладкие корни к сегодняшнему дню выкопаны на трети площадей. Комбайны буквально вгрызаются в землю: почва как бетон, трещины огромные… Урожайность, естественно, небольшая: 337 центнеров — минус 164 центнера к соответствующему уровню прошлого года.
Самая низкая отдача полей зафиксирована в Ейском районе (155), Кущевском (230) и Щербиновском (236). Более-менее оптимистичны показатели у калининцев (430), новокубанцев (415) и лабинчан (410). И даже несмотря на высокую дигестию, можно ожидать значительного недобора сахара.
Сильнее всего засуха ударила по сое, размещенной на 197,1 тысячи гектаров. Получать с каждого по 9,9 центнера — такого еще не было, пожалуй, в истории края. На севере региона и до этого с опаской относились к высокобелковой культуре, а теперь, похоже, вообще от нее откажутся. Мыслимое ли дело: даже каневчане, обмолотив 1,5 тысячи гектаров сои, довольствуются урожайностью в 6,2 центнера. Сгорели посевы!
Не радует кукуруза на зерно, дающая в среднем по краю по 24,9 центнера (в прошлом сезоне было 70!). Даже по самым оптимистичным прогнозам, в общей сложности недоберем в пределах 1,8 миллиона тонн кукурузного зерна, что в сопоставимых ценах выльется в 28,8 миллиарда рублей.
И подсолнечник, несмотря на свою засухоустойчивость и мощную корневую систему, способную проникнуть в глубину почвы на 2,9 метра, не смог противостоять аномальной жаре. После обмолоченных 230 тысяч гектаров из 485,9 тысячи средняя урожайность застыла на отметке 19,9 центнера (минус 10,2 центнера к уровню-2023). В Успенском, Северском, Белореченском, Кущевском и Ейском районах получают по 14,4—16 центнеров семян. Не исключено, что будет введена квота на экспорт растительного масла, поскольку валовые сборы подсолнечника, согласно прогнозу аналитической компании «ПроЗерно», могут снизиться до 15 миллионов тонн (было в прошлом сезоне 17,25 миллиона).
В общем, нелегко придется нашим аграриям. А соседям еще тяжелее: у ростовчан, к примеру, рентабельность пшеницы в этом году снизилась до отрицательных значений, то есть вместо прибыли зерновые колосовые дали убыток. Слабое утешение, но тем не менее кубанцы пока имеют на каждом килограмме пшеницы полтора-два рубля прибыли. По остальным культурам, о которых шла речь выше, есть большой вопрос.
Низкие урожаи в АПК к чему приводят? К спаду объемов производства, к сокращению доходной части. Вряд ли аграрии смогут рассчитывать на повышение зарплаты. Придется потуже затягивать пояса.
Люди наши крепкие. Выдержат, надеемся, удар стихии. А вот металл не выдерживает: из-за полубетонного состояния земли при работе в поле из строя выходят дисковые бороны, чизели, плуги… В ряде районов до сих пор часть фермеров полупар не смогли поднять! А сроки давно минули.
Те, кто сеет зерновые по зерновым, в растерянности: к 25 сентября надо, по идее, сев озимого ячменя начинать, следом — пшеницу, а почва еще не готова. Следовательно, работы будут отложены дней на 15—20, а то и на месяц. Что за этим последует, предельно ясно: нарушение оптимальных сроков закладки семян озимых приведет к недобору урожая на следующий год.
Одной из самых сложных позиций в связи с острой нехваткой средств является обновление технопарка. Если раньше сразу же после уборки колосовых культур сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства покупали сотни комбайнов, тракторов, опрыскивателей, сеялок, другого прицепного инвентаря, то сегодня картина выглядит удручающе. Рассмотрим ее в разрезе основных позиций.
Итак, в Краснодарском крае числится 7829 зерноуборочных комбайнов, из них добрая половина — импортные. За минувшие восемь месяцев закуплено всего-навсего 109 единиц. То есть обновление составило 3,9 процента, что крайне мало. Если учесть, что 74 процента приобретенной техники — это комбайны завода «Ростсельмаш», которые по производительности и надежности пока уступают импортным аналогам, и прежде всего фирмы CLAAS, то сроки их эксплуатации, скорее всего, будут снижаться... Нагрузка при обмолоте серьезно возрастет, поскольку из-за санкций импорт в России зарубежных комбайнов резко сократился, а отсутствие запчастей на уже имеющиеся приводит к тому, что CLAAS, New Holland, John Deere придется вскорости списывать, и лет через пять их останется в крае очень мало.
Кое-кто, не исключено, обвинит автора статьи в отсутствии патриотизма. Мол, давно следовало переходить на покупку техники ростовских производителей, тем более что она гораздо дешевле. Да, можно частично согласиться: «был мальчик». До введения санкций со стороны Запада. А теперь, к примеру, цена на «Торум 785» превышает 34 миллиона рублей. Какой фермер может позволить себе такую роскошь? Ведь за него надо отдать без малого 2,5 тысячи тонн пшеницы! Очуметь можно…
Еще печальнее ситуация с кормоуборочными комбайнами, которых в крае насчитывается 560 единиц. Пополнили же парк с начала года всего лишь пятью машинами: два купили каневчане, по одному — тимашевцы, абинчане и славянцы. Причем все отечественные. Ни одного Jaguar!
Обновление тракторного парка за восемь месяцев не превысило и 1,5 процента, причем более половины из них — легкие МТЗ. Они не годятся к использованию, к примеру, на вспашке зяби. А к ней, по идее, уже надо приступать. Но пока же дело со скрипом продвигается.
— Плуги и диски тяжело идут, — рассказал главный инженер тихорецкого «Родника» Алексей Песоцкий. — Дождей пашня три месяца не видела. Трещины на полях такие, что нога туда проваливается. Но и оттягивать вспашку зяби нельзя: вдруг задождит — тогда не успеем подготовить почву под урожай-2025. Оставить на весну работы? Это, считаю, преступление перед кубанскими черноземами. Весновспашка — это издевательство над ними и людьми, прежде всего трактористами.
Вот в такие жернова попали нынче аграрии Кубани. И утешить их, к сожалению, нечем особо. Сев озимых, похоже, будет проходить очень сложно. Поэтому остается одно: помолиться Господу Богу, попросить живительной небесной влаги. Только тихие затяжные дожди могут облегчить ситуацию.
P.S. И все же есть одна добрая весть. В предгорной зоне края ряд сельхозпредприятий Лабинского района берут сегодня по 60—70 центнеров зерновой кукурузы. Рассчитывал на такие цифры в июле и Александр Неженец. Но ошибся. К счастью. Агрофирма «Прогресс», где он возглавляет наблюдательный совет, намолачивает по 82 центнера кукурузного зерна! С чем мы и поздравляем Александра Владимировича.
Последние новости
Погода в Краснодарском крае: туман и прохлада
Обзор погодных условий на 6 октября.
Краснодарская партийная школа: старт нового учебного года
Обучение активистов «Единой России» началось с первого урока.
Проблемы с управлением домом на улице Рубина в центре города
Жители дома №1 сталкиваются с серьезными проблемами из-за отсутствия реального управляющего.
Одноразовые станки: советы по выбору
Как выбрать одноразовые станки для покупки?